15 июля 2010

Нетленная поэзия Афанасия Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
В советской школьной программе  по литературе этому поэту-лирику было отведено ничтожно мало времени. Наверное, провинился перед советской властью тематикой своих стихов, среди которых многие написаны на религиозную тему, а также в честь  монарших особ.
Интересные факты из жизни:
При рождении он был записан законным сыном помещика Афанасия Ивановича Шеншина и привезённой им немки Каролины Шарлотты Фёт (нем. Foeth), хотя он родился за год до их брака. В четырнадцатилетнем возрасте подлог раскрылся, и поэт был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармштадтским подданным Афанасием Фётом». В своих воспоминаниях он называет фамилию Фёт «именем всех его страданий и горестей».
*  *  *
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл, -
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека:
«Всеобщий наш Отец, Который в небесах,
Да свято имя мы Твоё блюдём в сердцах,
Да прийдет Царствие Твоё, да будет воля
Твоя как в небесах, так и в земной юдоли.
Пошли и ныне хлеб обычный от трудов,
Прости нам долг, – и мы прощаем должников,
И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье,
И от лукавого избави самомненья».
 1886



*  *  *
Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звёздный день твой светлый серафим
Громадный шар зажёг над мирозданьем

И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти твои законы,
Всё пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.

Нет, ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.

Меж тем как я — добыча суеты,
Игралище её непостоянства, —
Во мне он вечен, вездесущ, как ты,
Ни времени не знает, ни пространства.
 1879

*  *  *
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что́ я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
1885

*  *  *
Хоть счастие судьбой даровано не мне,
Зачем об этом так напоминать небрежно?
Как будто бы нельзя в больном и сладком сне
Дозволить мне любить вас пламенно и нежно.

Хотя б признался я в безумиях своих,
Что стоит робкого вам не пугать признанья?
Что стоит шелк ресниц склонить вам в этот миг,
Чтоб не блеснул в очах огонь негодованья?

Участья не прошу — могла б и ваша грусть,
Хотя б притворная, родить во мне отвагу,
И, издали молясь, поэт-безумец пусть
Прекрасный образ ваш набросит на бумагу.
1890

Комментариев нет:

Отправить комментарий