Дело в том, что национализм как таковой относится к области
психологии: человеку свойственно внутренне отталкиваться от чего-то непохожего,
чужого. Когда человек попадает в среду, где говорят на другом языке или
диалекте, его раздражает аканье, оканье, ему хочется быть в той среде, к
которой он привык.
Более того, животные всегда боятся чужого, чужак – это
первый враг, даже если это представитель того же вида.
И вот на этой почве, в борьбе против чужаков, в защите своих территорий, охотничьих угодий, и возникла такая болезнь психическая, которую мы называем «ксенофобия», то есть боязнь чужого.
Во время эволюции она играла положительную роль, потому что
нередко незнакомое, чужое было опасно, и поэтому если животное или какой-нибудь
предок человека сторонился незнакомого, он, вероятно, поступал правильно. Но с
развитием духовности чужое становится совсем иным – оно становится
интересным.
Было бы невероятно страшно и грустно, если бы весь мир стал
говорить сейчас на одном и том же языке, если бы вся культура превратилась в
полное однообразие, если бы мы потеряли богатства Востока, Запада, если бы мир
стал монотонным.
Разве можно себе представить, чтобы мы похоронили тонкость
французского языка, твердость немецкого, и сколько бы потеряла культура, если
бы она не знала многообразия, скажем, Древнего Египта, Древней Греции, Рима,
Ассирии?
Многоцветие человечества прекрасно. И вот там, где
человечество поднимается высоко, там оно побеждает ксенофобию. Это симптом
высокой духовности. Я всегда об этом вспоминаю и многим говорю о том, что меня
поразило в свое время, когда лет десять назад рублёвскую «Троицу» повезли в
Токио, японцы были потрясены этой иконой. Казалось бы, что им «Троица», они и
смысла не понимали, и стиль этот иконописный был от них далек, а они были потрясены!
Значит, на высотах культуры многое сходится.
И вот в моменты кризиса человечества, когда мы как бы
приходим в состояние упадка, когда мы возвращаемся назад, к своим предкам, вот
тут и возникает ксенофобия, которая и порождает шовинизм.
Шовинизм резко отличается от патриотизма, от любви к своему
отечеству, потому что любить свою мать, своих братьев, своего отца, наконец,
свой дом, свою улицу нормально и естественно для человека. Но для этого
совершенно необязательно ненавидеть чужую мать, чужого отца, чужих братьев.
Потому что человек, когда любит, он высок, а когда ненавидит, он опускается.
Чем больше в себя вмещает человек, тем он богаче. Всякая
исключительность обедняет. Посмотрите на Пушкина – это был великий
национальный поэт, но для него был открыт весь мир. Он писал о чем угодно –
о древних испанцах средневековых, и об англичанах, и о немцах, и про Фауста он
пишет, и про Скупого рыцаря, и про Дон Жуана, – не переставая быть при
этом великим русским поэтом.
Потому что национальное – это не суживание, а это
широта, но широта, имеющая свой колорит, свою особенность, свою мелодию. И эти
мелодии не надо путать, пусть они звучат в своем чистом виде, каждая занимает
свое место.
И разумеется, все они перекликаются между собой. Разумеется,
все они влияют друг на друга, потому что нет изолированных культур, все
культуры связаны.
И когда мы говорим о тысячелетии крещения Руси, то мы видим,
что Русь вместе с христианством приняла наследие десятков народов, потому что
то христианское богатство, которое получила Русь во времена князя Владимира,
было уже выковано и сформировано многочисленными обитателями земли, говорившими
на разных языках и имевшими разные культуры.
Александр Мень
"Ответы на вопросы"
Комментариев нет:
Отправить комментарий